Долгосрочная память


Порой мы перестаём ценить то, к чему уже давно привыкли и воспринимаем как обыденная данность. А представьте себе, что начиная с завтрашнего дня вы уже не сможете ничего запоминать: события, происходящие с вами, имена людей, с которыми знакомитесь? Или не будете в состоянии помнить свои недавние мысли или свои же слова, произнесённые минутами ранее?

Исследователи памяти хорошо знают историю американца Генри Густава Молисона (Henry Gustav Molaison), более известного как «пациент H.M». Страдая от приступов эпилепсии, он перенес операцию по удалению гиппокампа, отвечающего за эти припадки. Эта область мозга напоминает по форме морского конька: «гиппокамп» происходит от греческого [?????] hippos («конь») и [??????] kampos , что значит «морской дьявол». Операция у Н.М. прошла успешна, но через некоторое время выявились неожиданные проблемы, связанные с памятью Генри. Он больше уже не мог запоминать что-то новое. Любопытно то, что вы могли вести обычную беседу с Н.М., а через 30 секунд он уже не помнил ни вас, ни то, о чем вы с ним говорили.

На трагическом примере Генри учёные поняли, что долговременная память человека распределена неравномерно по всему мозгу и связана с конкретными его участками. Это открыло новое поле для соответствующих исследований, а жизнь пациента Н.М. оказалась большим и долгим экспериментом.

Схожая проблема была у героя фильма «Помни», главную роль в котором исполнил Гай Пирс. У него возникла амнезия в результате сотрясения головного мозга. В результате он был вынужден наносить “татуировки” на свое тело с надписями о том, что ему нужно было делать. Пациент Н.М., конечно, мог учиться чему-то новому, например, новым моторным навыкам, но не помня, что он уже знал это!

Занимающимся развитием своей памяти важно знать понятия консолидация и реконсолидация памяти. Изучение пациента Н.М., а также последовавшие за этим исследования не только раскрыли роль гиппокампа как одного важнейших участков системы головного мозга, но и пролили свет на процессы запоминания и обучения в целом. Без гиппокампа и входящих стимулов человек не может хранить воспоминания в коре головного мозга, невозможен процесс консолидации — их переход из краткосрочной в долгосрочную форму.

Н.М. хорошо помнил давние события, но совершенно не мог удержать в голове настоящее время и запоминать это надолго. Поэтому для него время будто остановилось, а он словно застрял в определённом его моменте. Нечто подобное может происходить и при травмах головы, шоке, сотрясениях, но всё это носит кратковременный характер.

Когда бы вы не обратились к памяти, она меняется. Человек может вспомнить что-то и “пересохранить” это в своей голове. Этот процесс называется реконсолидацией (восстановлением и закреплением). Даже возможно искусственно внедрить фальшивые воспоминания, которые ничем не отличаются о настоящих. С помощью внушения или воображения, особенно у детей, у которых очень живое воображение.

Теперь обобщим всё. Предварительный процесс консолидации приводит головной мозг в состояние активной памяти и сохраняет воспоминания в долгосрочной памяти, изменяя соединения с помощью синапсисов на отростках нервной клетки. Эти долгосрочные воспоминания долгое время могут оставаться пассивными до тех пор, пока память не возвратит и не восстановит их в краткосрочной активной памяти, во время процесса обратного анализа и принятия решения. Восстановленная память в новом контексте уже может сама быть трансформирована в долгосрочную память, что изменит прежнюю память, несмотря, на повторную консолидацию. Наши воспоминания переплетаются друг с другом. Если мы узнаем что-то новое, то наши воспоминания также изменяются. Подобно консолидации, повторная консолидация также происходит во время сна.

Именно поэтому эффективен процесс обучения, носящий пусть даже кратковременный, но систематический характер, нежели попытки запомнить все за один раз. Каждый может вспомнить свои попытки выучить стихотворение, какие-либо формулы, правила и иностранные термины за один присест, за один вечер, за одну ночь — нужное подчеркнуть. Всё это ничто иное, как попытка идти против своей природы. Естественно, за час можно выучить какое-то количество информации, например, к завтрашнему экзамену. Но она очень быстро улетучится из вашей памяти — так же быстро, как и была получена, “добыта”. Если вы хотите выучить материал в объёме одного часа и вам необходимо, чтобы он задержался в памяти надолго, то наиболее рациональным будет тратить на это ежедневно/еженедельно по 10 минут, чем вы потратите на это один час за день до экзамена.

Кроме нейронов, в головном мозге есть несколько видов поддерживающих клеток, которые называются «глиальные клетки». Астроцит — наиболее распространённая глиальная клетка головного мозга человека. Астроциты снабжают нервные клетки питательными веществами, поддерживая внеклеточный ионный баланс, и тем самым способствуют восстановлению поврежденных клеток.

Известны эксперименты, в ходе которых человеческие астроциты вживлялись в мозг мышей, после чего «очеловеченные» мыши обучались быстрее. Это значит, что астроциты, возможно, играют важную роль при обучении.

Любопытно, что когда был исследован мозг Эйнштейна, для того чтобы выяснить почему он был невероятно талантлив, единственным отличием от обычного человека, которое обнаружили, было то, что у него было больше астроцитов. Могут ли быть астроциты ключом к пониманию человеческого интеллекта? Ну, чем больше мы узнаем о головном мозге, тем больше, возможно, мы переосмыслим процесс обучения.

Автор статьи: Максим Ершов.