Нужно или нет готовить ребенка к школе?

Существуют два мнения. Одни родители опасаются, что если не готовить ребенка к школе, он будет отставать от сверстников. Другие считают, что если ребенка к школе готовить, то в школе ему будет нечего делать.

Что определяет успешность ребенка в школе?

Когда моему ребенку было два года, я пошла учиться на психолога. Вначале меня больше интересовали вопросы поведения ребенка, а не проблемы образования. В курс обучения входили такие предметы как педагогическая психология и психологическая готовность детей к школе.

На занятиях по предмету педагогическая психология мы изучали принципы построения учебных программ в России и Европе. Идеологом Европейского образования можно назвать Жана Пиаже.

Он считал, что для успешного образования ребенка надо опираться на те системы мышления, которые созрели у ребенка к 7-ми летнему возрасту. Ребенок может и способен учиться сам, если занятия опираются на наглядно-действенное мышление, эмпирическое (через собственный опыт) познание мира. Поэтому в Европейском образовании в возрасте от 7-ми до 13-ти лет преобладают практические занятия. Наибольшее количество часов занимают творчество и музыка. Математика простая и наглядная. Западные дети отстают от наших в скорости прохождения точных предметов. И опережают в умении пользоваться словом, как письменно, так и устно. В способности к генерации собственных идей.

Идеологом Российского образования является Л.С. Выготский с его «зоной ближайшего развития» (что ребенок неспособен сделать сам, он может выполнить вместе со взрослым). Обучение в российской школе строится на следующем уровне мышления — абстрактно-логическом. Этот тип мышления у 7-ми летних детей только начинает формироваться. То есть в Российской системе образования заложена постоянная помощь взрослого. Ребенок еще неспособен самостоятельно осмыслять ту информацию, которую дают в школе.

Когда мы изучали предмет психологическая готовность к школе, стало понятно, что для успешного обучения в российской школе необходимо, чтобы у ребенка сформировались следующие параметры:

  • Мотивационная готовность (позиция ученика, самооценка)
  • Воля или произвольность
  • Графические навыки (постановка руки)
  • Интеллект и мышление (развитие аналитических способностей)
  • Память
  • Кругозор и речевое развитие
  • Математика
  • Умение психологически справляться с неудачами

Что это такое?

  • Мотивационная готовность это внутреннее желание ребенка идти в школу для того, чтобы учиться. Для возникновения этого мотива ребенку необходимо иметь опыт успешного обучения, сам по себе он не складывается.
  • Произвольность это способность действовать по правилам, подчинение требованиям учителя. Выполнение задания потому, что надо. А не по принципу «хочется — не хочется».
  • Графические навыки — ребенок должен уметь писать печатаные буквы; выполнять графические узоры по образцу и под диктовку по клеточкам; раскрашивать, оставаясь в границах рисунка; выполнять штриховку; обводить по контуру; дорисовывать зеркальное изображение фигуры; уметь рисовать геометрические фигуры.
  • Память — для запоминания ребенок должен научиться пользоваться средствами для запоминания, применять для запоминания образы или логические связи.
  • Интеллект и мышление — ребенок должен уметь классифицировать (знать классы вещей окружающего мира: обувь, одежда, продукты, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.), делать обобщение по существенному признаку и объяснить, как он это сделал (умение находить «четвертый лишний»). Должно сформироваться сохранение количества и умение делать анализ по двум признакам («фигура и цвет», «размер и форма» и т.д.), умение строить логические цепочки, выделять правила построения цепочек и делать их продолжение. Должны сформироваться пространственные представления, перцептивное моделирование (составление целого из деталей), должна сложиться схема тела (пропорциональный слитный рисунок человека со всеми деталями).
  • Кругозор и речевое развитие – умение правильно пользоваться числительными (один лимон, два лимона и т.д.), знать детенышей домашних и диких животных, времена года (очередность, признаки и т.д.). Способность восстанавливать последовательность и делать описательный анализ по картинкам, описание картинки от общего к деталям. Ребенок должен знать стихи, сказки с умением пересказывать. У него должен быть развит фонематический слух и чистая речь и т.д.
  • Математика – умение считать от 1 до 10 и обратно. Уметь складывать и вычитать в пределах 10. Состав числа в пределах 10. Ребенок должен знать названия плоских и объемных геометрических фигур, решать и записывать простейшие примеры и задачи с математическими знаками «+», «-», «=», «<», «>»
  • Умение психологически справляться с неудачами — ребенок должен уметь продуктивно выходить из ситуации «неудачи» (для избегания возникновения школьного нервоза).

Получив психологическое образование, я поняла, что невозможно успешно пройти российскую школьную программу без грамотной подготовки к школе. Что является критерием успешного прохождения школьной программы?

Мои бабушка и дедушка учились в дореволюционной России. По окончании гимназии они свободно ориентировались во всех пройденных предметах. При желании могли эти предметы преподавать. Дореволюционное образование было разносторонним и ученики, помимо прекрасного знания родного языка, математики, истории и других общеобразовательных предметов, владели иностранными языками, рисовали. Умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Многие люди сейчас могут похвастаться таким образованием? Обычно дети успешны в каком-то одном направлении.

Грамотная подготовка к школе поможет ребенку учиться самостоятельно и получать в процессе обучения не информацию, а знания. Сформировать прочный фундамент успешной карьеры. Желательно начинать подготовку не позже 3-х лет.

В настоящее время существует много пособий, которые помогают подготовить ребенка к школе. Учтите, что основным в занятиях с ребенком является не работа с пособиями (теоретические знания), а практический опыт, действия, манипуляция с предметами. При работе с пособиями акцент делается на то, чтобы ребенок не просто выполнял задания, а мыслил самостоятельно, объяснял свои решения. Педагог должен знать, что: «неправильных» ответов нет, важен ход мысли ребенка. Если ответ не устраивает, нужно просить ребенка предложить еще несколько вариантов. Поощряйте любую самостоятельную мысль ребенка — ведь только так он научится мыслить самостоятельно. И только такой способ подготовит мышление ребенка к обучению в школе.

Сейчас многое коммерческие и некоммерческие организации предлагают подготовку к школе.

Как определить, что подготовка к школе проводится грамотно?

Первое: Ребенок посещает занятия с удовольствием.

Второе: Вы отмечаете качественные изменения в его мышление, ему нравится рассуждать, мыслить, он охотно делится с вами информацией, полученной на занятиях.

Третье: Его интерес к занятиям не ограничивается занятиями по подготовке к школе, он способен сам ставить себе задачи обучение и развития. Любопытен, любознателен, имеет пытливый ум.

Автор статьи: Дарья Сухова.